24 июля 1959 года тогдашний вице-президент Ричард Никсон и советский премьер Никита Хрущев поспорили о женщинах, кухонной технике и американском образе жизни. Это не было запланировано. Но это было записано на пленку и транслировалось в обеих странах.
Это была также первая встреча на высоком уровне между американским и советским лидерами после Женевского саммита 1955 года. В 1958 году две страны договорились о крупном проекте культурного обмена: СССР организует Всемирную выставку в стиле ярмарки в Нью-Йорке, а Соединенные Штаты сделают то же самое в Москве.
Итак, Никсон отправился в СССР с поручением устроить Хрущеву экскурсию по Американской национальной выставке в московском парке Сокольники. За время тура у двух лидеров состоялось несколько бесед, но самая знаковая из них произошла, когда они стояли с толпой перед образцовой американской кухней.
Здесь были все современные удобства, которые вы ожидаете найти в новом послевоенном доме, который можно было бы продать за 14 000 долларов (сегодня около 150 000 долларов): стильные шкафы, посудомоечная машина, плита и холодильник. Хрущев был сварлив, пренебрежительно махал рукой, заявляя (через переводчика), что инновации в американской модели кухни не имеют большого значения. Затем он спросил, есть ли машина, которая “кладет еду в рот и проталкивает ее вниз”.
Если советские посетители выставки были умеренно впечатлены гаджетами среднего уровня, представленными на модельной кухне, они были поражены удачно названной Miracle Kitchen, совместным предприятием Whirlpool и RCA, впервые разработанной в 1956 году. Чудо-кухня путешествовала по США в течение 1957 года, затем была выставлена в Москве в 1959 году.
Советским посетителям на Американской национальной выставке ее представила молодая женщина по имени Энн Андерсон, родившаяся в Иллинойсе в семье украинцев и свободно говорившая по-русски. Фотограф Роберт Лернер сделал портреты Андерсона, демонстрирующего устройства и позирующего с приборами на чудо-кухне для журнала LOOK, который опубликовал статью об этом в июле 1959 года.
Андерсон выглядела так, словно ее стиль был подобран так, чтобы сочетаться с яркими панелями Formica на кухне. На ней было бледно-голубое платье-рубашка, ярко-красная помада и красный маникюр; нитки жемчуга и пара черных туфель на высоких каблуках довершали эффект. На ней была униформа женщины середины века, которая самостоятельно ведет хозяйство, но при этом командует небольшой армией машин, облегчающих ее рабочую нагрузку.
Кухня была спроектирована так, чтобы запугивать советских посетителей и вызывать у них чувство неимущего, даже несмотря на то, что их правительство сохраняло преимущество в первые годы Космической гонки. Но Чудо-кухня была своего рода бытовой фантазией, скорее вдохновляющей, чем реалистичной, даже для богатых американцев той эпохи.
В нее был встроен компактный робот-пылесос. На отдельно стоящей плите (теоретически) можно испечь пирог за три минуты с использованием микроволновой технологии. Посудомоечная машина будет выдвигаться на направляющей к обеденному столу после приема пищи для удобства загрузки. Андерсон продемонстрировала кухонный кнопочный ”центр планирования», с помощью которого она могла вызвать посудомоечную машину или мини-пылесос.
Если все это звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, то в основном так оно и было: согласно интервью 2015 года с одним из дизайнеров кухонь, Джо Максвеллом, который работал с дизайнерской фирмой Sundberg-Ferar из Детройта, двустороннее зеркало, установленное на кухонной витрине, позволяло кому-то за кулисами перемещать пылесос и посудомоечную машину взад и вперед с помощью радиоуправления.
Возможно, некоторые советские посетители считали, что эта экспозиция представляет типичную кухню среднего класса в Соединенных Штатах, но ближе всего в тот период к кухонному “чуду” мы подошли в Голливуде.